Вы вошли как ГостьПриветствую Вас, Гость
1 часть

Н. ОДНОРАЛОВ
ГАЛЬВАНОТЕХНИКА В ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ
Москва
«Искусство»
1974

Допущено Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР в качестве учебного пособия для художественных вузов и училищ.
В книге описывается техника репродукции методом гальвс пластики художественной скульптуры всех видов — от монументной круглой скульптуры до медальерной. Описываются способы приготовления форм, ряд специальных приемов использования гальвк пластики; указываются способы декоративной отделки металлической скульптуры и художественных изделий из металла; приведены новые теоретические сведения о гальванотехнике.

Рассмотрены сохранившиеся наиболее интересные исторические образцы русской и современной' гальванопластической скульптуры. Книга предназначена для скульпторов, студентов художественых и архитектурных вузов и техникумов и работников художественной промышленности.
издание второе, дополненное
(с)    Издательство    «Искусство»,    1974

ОТ АВТОРА
Гальванопластика была открыта выдающимся русским ученым, действительным членом Российской Академии наук Борисом Семеновичем Якоби в середине XIX века. Вскоре после этого открытия в Петербурге впервые в мире было организовано крупное промышленное гальванопластическое предприятие — завод по изготовлению монументальной скульптуры. Но в условиях дореволюционной  России крупное открытие- русского ученого было принесено в жертву капиталистам, которые, получив огромные прибыли в период грандиозного строительства Исаакиевского собора и других архитектурных сооружений того времени, ликвидировали завод, распродав его по частям.
В последующие годы применение гальванопластики ограничивалось почти исключительно техническими целями; лишь мелкие кустарные мастерские использовали ее как ценнейший способ воспроизведения художественно-декоративных изделий.
В далекие времена раннего развития художественного литья скульптор был одновременно и литейщиком, так как процесс литья был тогда неотъемлемо связан с процессом художественного творчества. Такая связь обеспечивала гармо-I нию между замыслом художника и осуществлением его в металле, но требовала от художника огромной затраты времени и сил. Современному скульптору уже не приходится самому воспроизводить в металле свои творения. Он воплощает свой замысел в пластических материалах, воспроизведение же в металле передано в руки, техников. Современные мастера художественного литься призваны быть хранителями творческого замысла скульптора, обладать чутьем художника, способностью с полным пониманием осуществлять замысел автора в металле.
К качеству современного художественного литья предъявляются особенно высокие требования, так как для скульптора стали привычными точность отделки деталей произведения и безукоризненная передача фактуры, особенно в скульптуре, предназначенной для зрительного восприятия на близких расстояниях. Наибольшей точности требуют портретные работы в, круглой, барельефной и особенно в медальерной скульптуре.
Литье в землю и даже литье по восковой модели не могут удовлетворить высоким художественным требованиям, так как необходимые последующие чеканяные и другие работы отделяют репродукцию от оригинала скульптора. Метод прецизионного литья, внедренный в настоящее время в советской художественной промышленности и достигший успехов в области техники репродуцирования скульптур, повысил точность передачи оригинала. Однако ни прецизионное литье, ни любой из других видов современного литья, применяемый в художественной ; промышленности, не может сравниться по точности репродуцирования с техникой гальванопластики, безукоризненно передающей все тонкости оригинала и тем Сохраняющей всю специфику мастерства скульптора.

Гальванопластический метод репродуцирования скульптуры — пока единственное средство, при помощи которого можно достичь полного сходства оригинального произведения скульптора с воплощением его в металле. Поэтому гальванопластика наряду с художественным литьем все больше завоевывает право на широкое промышленное применение и может стать одним из главных технических средств, используемых для воспроизведения монументальной скульптуры.
Преимущество этого метода заключается, между прочим, и в том, что он' дает возможность получать облегченную скульптуру с любой толщиной стенок, снижая расход металла, упрощая монтаж и облегчая нагрузку на строительные конструкции, что особенно важно для применения гальваноскульптуры в архитектуре.
Описания способов репродуцирования скульптурных произведений в металле, приводимые в данной книге, основываются в значительной мере на опыте автора, работающего над внедрением гальванопластики в скульптуру.
Настоящая работа по художественной гальванопластике является попыткой осветить некоторые технологические принципы, применяемые при репродуцировании скульптуры, и сможет послужить кратким руководством для скульпторов в работников художественной металлообрабатывающей промышленности, а также для студентов художественных учебных заведений, готовящих скульпторов в художников по обработке металла.

ГЛАВА I ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Изобретение, первое применение и усовершенствование гальванопластики
ИЗОБРЕТЕНИЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ

До открытия гальванопластики в русской науке был сделан ряд крупнейших открытий, которые послужили основой для изобретения, сделанного академиком Якоби.

Около сорока лет производились изыскания в области электролиза известным русским ученым В. В. Петровым (1762—1834), который первый построил в 1802 г. мощную гальваническую батарею. Он провел также важные исследования в области электролитичесского получения ртути, свинца, олова, электролиза воды и органических соединений.

Выдающийся русский ученый Борис Семенович Якоби занимался исследованием законов электролиза в связи с изучением физического и химического действия электрического тока, главным образом для создания новых его источников, а также улучшения существовавших в то время гальванических элементов.

Проводя последовательную работу по усовершенствованию электродвигателя, телеграфа и мины-торпеды, Б. С. Якоби! во время одного из своих опытов с гальваническими элементами в 1836 г. открыл способность отделения электролитически осажденной меди из раствора медного купороса. (

Этот процесс был назван гальванопластикой, так как осаждаемая в процессе электролиза медь пластически точно воспроизводила форму пластинки, на которую осаждалась.

Только в 1838 г. Якоби официальным письмом на имя непременного секретаря Академий наук Фусса в следующих словах сообщил об открытии гальванопластики:

«Позволю себе передать при сем искусственное гальвано-пластическое произведение, с покорнейшей просьбою соблаговолить представить его Академии как доказательство, что гальванизм не только в состоянии приводить в движение машины, но имеет также свою эстетическую, или, вернее, художественную, сторону. Что не удалось многократным стараниям медно-граверного искусства — производить рельефно вырезанные металлические доски, — то сумело совершить тихое творчество природы.


При чистке гальванических приборов мне не раз случалось замечать, что осадившаяся на медном полюсе медь могла быть снимаема в совершенно связанных пластинках, вроде того образчика, который я позволил себе при сем приложить. В то же время я замечал и то обстоятельство, что на этих осаждаемых медных пластинках воспроизводились в обратном виде все случайные шероховатости, следы молотка, напильника и т. п. Это было действительно любопытно, так как свидетельствовало о большом спокойствии и постоянстве -означенного молекулярного действия. За сим уже, понятно, должно было явиться, так сказать само собою, желание испытать, что станется с гравированной медной пластинкой, если ввести таковую в вольтаическую комбинацию вместо обыкновенной пластинки. Результат оказался, как можно было ожидать, благоприятным в отношении резкости и точности вопроизведенных линий, но неблагоприятным в том отношении, что не удалось в целости отделить нарощенный осадок от гравированной медной пластинки...»

«...Я не сомневаюсь, что если бы заняться этим делом, было бы возможным производить по этому способу рельефные ' медные доски для тиснения, подобные тому, как печатают гравюры на дереве; тут была бы еще и та выгода, что самые штемпельные доски возможно производить в неограниченном количестве, для чего потребовалась бы только одна гравировальная модель...»1

За изобретение гальванопластики. Якоби получил Демидовскую премию Академии наук (отзыв о работе Якоби был представлен по поручению Академии Э. X. Ленцем).

С тех пор гальванопластика получила самое широкое распространение. Первое в мире электрохимическое и электрометаллургическое промышленное производство возникло в России в 1844 г.2.

Сообщение об изобретении Якоби было опубликовано в 1838 г. в «С.-Петербургской газете»3 под названием «О новом открытии, сделанном профессором Якоби». В-Л840 г. Б. С. Якоби издал свой труд под названием «Гальванопластика, или Способ по данным образцам производить медные изделия из медных растворов с помощью гальванизма». Вскоре после издания этого труда Якоби получил ряд восторженных отзывов о своем открытии от выдающихся мировых ученых, в том числе от Фарадея4.

Способ покрытия медью непроводников также принадлежит Б. С. Якоби. При испытании керамических сосудов, применявшихся в гальванических батареях, Якоби графитовым карандашом делал на них пометки и обратил внимание на то, что буквы, написанные графитом, покрылись медью.

1    «Записки Русского технического общества», 1889, т. XXIII, № 4, стр. 9—11.
2    В Англии и Америке электрометаллургия стала применяться только с 1867 г., а в других странах еще позднее.
3    «С.-Петербургская газета», 1838, 24 декабря с/с,- № 291.
4    Письма опубликованы в «Записках Русского технического общества» за 1889 г. (т. XXIII, № 4).



1. Аполлон. Гальваноскульптура. 1851 г. Скульптор Ф. Г. Гордеев


2.    Силен с Дионисом. Гальваноскульптура.-50-е годы XIX века


В начале 40-х гг. XIX в. в Петербурге на Васильевском острове в здании Министерства финансов Якоби устроил специальную мастерскую, предназначенную для демонстрации технологии гальванопластики.

В 1839 г. Якоби усовершенствовал способ гальванопластического отложения меди, применив растворимый медный анод, что позволило поддерживать постоянство концентрации электролита. Благодаря этому усовершенствованию появилась гальванопластическая ванна.


ПЕРВОЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ

Близкий к царскому двору герцог Лейхтенбергский увидел большие возможности применения гальванопластики и уже в 1844 г. организовал в Петербурге за Нарвской заставой, в здании, где позже помещалась таможня, «гальванопластическое заведение»,    в котором насчитывалось до 2500 рабочих. Он писал об этом:

«Я устроил в С.-Петербурге заведение, в котором изготовляются всякого рода предметы гальванопластическим способом... Цель этого заведения — дать гальванопластике на самой родине ее, в России, возможность применения в больших размерах со всеми теми успехами, которые она сделала со дня своего рождения, и довести ее до самой высшей степени совершенства в артистическом и промышленном отношении».

В «заведении» герцога Лейхтенбергского, несомненно, были очень опытные и талантливые техники и рабочие, сумевшие превосходно изготовить гальванопластические скульптуры и, несмотря на низкую техническую оснащенность предприятия, создать шедевры гальванопластической техники, образцы которой сохранились до нашего времени.

В делах строительства Исаакиевского собора имеются докумен-' ты, подтверждающие выполнение скульптуры на указанном заводе. Достаточно просмотреть только ряд счетов «гальванопластическо-го заведения», чтобы стала ясной грандиозность работ, проделанных для украшения Исаакиевского собора русскими мастерами — создателями первых в мире гальванопластических скульптур. Приведем для примера один счет1:

«Гальванопластическому заведению за отливку из меди гальванопластическим способом украшений в своды собора: 38 кругловыпуклых фигур; из них 12 апостолов и 20 пророков. Вышина их около 6 аршин, по 7300 руб.

1 «Дело Комиссии строительства Исаакиевского собора», 1846, № 19, стр. 39. Цит. по кн.: В. Серафимов и М. Фомин, Описание Исаакиевского собора, х Спб., 1865.


3.    Венера с амуром. Гальваноскульптура. 1851 г.


4.    Венера Таврическая. Гальваноскульптура. 50-е годы XIX века

14 консолей; шириной в 3 и вышиной в 11/2 аршина.
14 барельефов, изображающих различные атрибуты с лучами вышиной 27а и шириной 2 аршина.
4 барельефа круглых 3 аршина в диаметре, изображающих 2 фигуры ангелов и головку херувима.
8 херувимских ангелов, держащих доски с надписями, вышиной 2 аршина, шириной 2 аршина 14 вершков.
8 медальонов ангелов с их атрибутами в диаметре 2 аршина.
8 барельефов в кругах, в диаметре 3 аршина, изображающих группу детей с крыльями и досками.
32 головки херувимов с крыльями шириной 2 аршина.
32 розеты в диаметре 13 вершков и 40 розет в диаметре 10 вершков.
17 розет в диаметре 1 арш. 12 верш.
34 гирлянды из плодов толщ. 5 верш.
8 порезок шириной в 4 вершк&.
%    16 конселей под фигуры пророков вышин. 2V2, ширин.
3 аршина.
63 гирлянды из плодов толщиною от 4 до 10 вершков.
8 рам с порезками ширин, в 1 '/2 аршина.
24 гирлянды на рамы в диаметре 5 аршин.
'96 аршин украшений из плодов и листьев ширин.
10    вершков.
8 рам с листьями около медальонов ангелов в диаметре 3 аршина 5 верш., ширин. 8 вершков.
4 украшения в средине свода, длиной 4х/2 арш., ширин. IV2 аршина.
За все вышеозначенные украшения заплачено 408 460 рублей.
За модели для всех означенных выше фигур и украшении для сводов заплачено г. Витали 80 943 рубля».
После смерти герцога Лейхтенбергского (1852) заводом управляли генералы Фуллон и затем Рашет, а позднее завод перешел К Обществу железных дорог, «которое далее продавало уже отдельные цехи. Гальванопластический цех приобрели французы Генке, Плеске и Моран. В 1857 г. они производили золочение шпиля ко-' локольни Петропавловского собора, но вскоре в Париже был открыт новый завод, целиком перенесший опыт русской технологии гальванопластики.
РАЗВИТИЕ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ

В 1867 г. на Всемирной выставке в Париже экспонировались художественные и технические образцы гальванопластических изделий, в том числе монументальная скульптура. Б. С. Якоби выступил на выставке с отчетом о результатах своих исследований в


области гальванопластики и практического ее применения. Высказанные Якоби взгляды на процесс гальванопластики не утратили значения поныне.    '

Якоби совершенно ясно указывал на необходимость применения для медного электролита сернокислой меди, а не каких-либо других ее солей,.а также на необходимость серной кислоты и ее роль в электролите. Более того, Якоби было известно применение в электролитах коллоидов и влияние их на качество медных осадков, а также необходимость применения коллоидов в незначительных количествах.

Якоби сообщал:

«Медь, осаждающаяся из таким образом приготовленных растворов, отличается своей твердостью и ковкостью, даже на ощупь является она нам совершенно иным металлом...»

«...[она] на взгляд, как будто подвергалась сильному действию плющильной машины и имеет действительно большую плотность, которая хотя и не равносильна плотности листовой меди, но все-таки близка к ней и превосходит плотное!^ листовой меди, с которою сходствует гальванопластическая медь, получающаяся из обыкновенных чистых растворов, между тем как медь, осаждающаяся из растворов с примесью желатины, равняется (относительно плотности) самрй чистой листовой меди, она тверда, однородна, непориста и очень ковка».

Якоби указывал также на необходимость циркуляции раствора для подачи свежего электролита в глубокие и быстро обедняющиеся раствором места форм, а также на необходимость устройства газоотводов в закрытых формах. Якоби была известна возможность нанесения разделительного слоя для медных гальванопласти-ческих форм. В своей работе1 он писал:

«Самый тончайший слой масла или жира, которым покрывают оригинал, весьма облегчает отделение копии. Если на поверхность оригинала налить слой расплавленного стеарина, то по остывании он снимается весьма удобно, оставляя на оригинале ровный слой жира такой именно толщины, какая для этого нужна бывает...»

«...С посеребренных или позолоченных оригиналов копия снимается всёгда удобно».

' На Всемирной Парижской выставке были представлены не только художественные образцы и монументальная скульптура, выполненная путем гальванопластики, но и образцы технических изделий. Их представил Ф. Г. Федоровский, работавший в Кронштадте и изготовивший различные детали котельной арматуры: бесшовные тонкостенные медные трубы диаметром от 3 до 240 мм с толщиной стенок от 0,75 до 9,5 мм, прямые и фасонные — с тремя разветвлениями, угловые и изогнутые по радиусу. Все трубы при очень сложных формах имели равномерную толщину стенок.

1 М. Г. Якоби, Гальванопластика, или Способ по данным образцам производить медиые изделия. из ■ медных растворов с помощью гальванизма, Спб., 1840, стр. 53.


Следует, отметить, что Россия являлась ведущей страной в техническом развитии гальванопластики с момента ее открытия*

Открытие гальванопластики имело огромное влияние на раз--витие не только электрометаллургии, но и печатного дела во всем мире. Оно особенно отразилось на развитии стереотипного дела, а также на изготовлении клише для художественных репродукций и для печатания государственных бумаг1. Копирование различных гравюр на дереве, линолеуме и т. п. и до сего времени осуществляется только гальванопластически. Благодаря гальванопластике можно огромными тиражами изготовлять граммофонные пластинки, которые прессуются гальванопластическими матрицами.

Для точного воспроизведения станковой скульптуры и для получения тонкостенной и облегченной монументальной скульптуры гальванопластика является наиболее совершенным и экономичным техническим способом.
Развитие русской монументально-декоративной гальванопластической скульптуры

В 30-х гг. прошлого столетия, вскоре после открытия гальванопластики, появляется скульптура, впервые выполненная путем электролиза. В 40—50-х гг. гальванопластическая медная скульптура занимала уже значительное место рядом с медночеканной скульптурой, которая изготовлялась из листовой меди.

Медночеканная скульптура широко и вполне успешно применялась не только в интерьере, но и на экстерьере зданий прошлого века. Многочисленные великолепные образцы такой скульптуры сохранились до нашего времени, в частности на памятниках архитектуры Ленинграда.

Открытие гальванопластики расширило технику медночеканной скульптуры, позволив вводить гальванопластические элементы в детали, требующие точного репродуцирования. Этим одновременно упростилось изготовление медночеканной скульптуры.

Разнообразные образцы гальванопластической и медночеканной с гальванопластическими деталями скульптуры сохранились до наших дней в садово-парковой и монументально-декоративной скульптуре.

К превосходным образцам монументально-декоративной скульптуры, выполненной техникой гальванопластики, самостоятельно или в комбинации с медночеканной техникой, относится основная часть декоративной скульптуры Исаакиевского собора, выдающегося памятника, архитектуры XIX в.
1    С 1867 г. в России начали изготовлять железные клише гальванопластикой в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Б. С. Якоби и Е. И. Клейн в 1867 г. получили патент (№ 2456) на способ изготовления химически чистого железа путем электролиза.


ГАЛЬВАНОСКУЛЬПТУРА ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА

Монументально-декоративная скульптура Исаакиевского собора в большинстве образцов представляет комбинированную скульптуру, выполненную различной техникой: детали, требовавшие точного репродуцирования, выполнены гальванопластикой, а детали более грубые — из листовой меди и листового свинца1.

Таким комбинированным способом, в частности, выполнены скульптуры на аттике, и под аттиком собора. Объемная монументально-декоративная скульптура на аттике и горельефная под ним выполнены скульптором В. Витали на основе проекта академика К- А. Молдавского2, работавшего на строительстве Исаакиевского собора в 1847 и 1848 гг. Им выполнены не только эскизы скульптур для аттика собора, но и значительное количество эскизов для его внутреннего декора. Имеющиеся в архиве Исаакиевского собора эскизы академика К. А. Молдавского выполнены в карандаше и утверждены архитектором — строителем собора Монферраном.

Монументальная скульптура собора представляет значительный интерес не только тем, что выполнена в деталях путем гальванопластики, но совместным использованием разнородных металлов и одновременным применением различной техники художественной их обработки.

Скульптура на аттике! представляет двухфигурные композиции, изображающие коленопреклоненных ангелов со светильниками; между фигурами ангелов расположена гирлянда из фруктов.

Горельефная скульптура под аттиком изображает стоящих ангелов; высота каждой скульптуры около 5 м. Скульптура укреплена на стенах и находится над узкими плинтами, причем ноги скульптуры выступают с плинтов. Такая установка сделана для того, чтобы плинты не закрывали нижней части скульптуры, которую можно рассматривать не только издали, но и под более острыми углами— вблизи сооружения.

Верхние и нижние скульптуры выполнены сочетанием отдельных гальванопластических деталей с деталями из листового металла. Гальванопластикой воспроизведены главным образом сложно-профилированные детали: головы, руки, гирлянды и светильники; остальные детали, представляющие одежду с многочисленными складками, сделаны из листовой меди и листового свинца.
Скульптура монтировалась комбинированным путем: гальвано-пластические детали скреплялись паянием оловянно-свинцовым

1    В своей работе «Монументально-декоративная скульптура» (М., Искусство», 1949) И. В. Крестовский утверждает, что свинец для скульптур из-за большого удельного веса и мягкости не употреблялся (стр. 78). Это утверждение мы считаем ошибочным. Свинцовые статуи находятся не только на Исаакиевском Соборе; например, в нишах Петропавловской крепости статуи Марса и Венеры свинцовые.
2    Константин Антонович Молдавский (1810—1855) окончил Российскую Академию художеств в 1843 г., вскоре получил звание академика.



5.    Римский оратор. Гальваноскульнтура. 50-ё годы XIX века

припоем, а детали из листового металла соединялись внутри скульптуры в фальц с прочеканкой наружных швов.

На аттике скульптуры установлены без обычных внутренних каркасов, которые заменены конструкциями из стальных тяг. Внутри каждой скульптуры имеется стойка, от которой идут тяги с резьбой, снабженные регулировочными натяжными гайками. Тяги одним концом прикреплены к стойке, другим — к внутренним стенкам скульптуры (к фальцам). Таким образом тяги поддерживают изнутри стенки скульптуры из листового металла.

Кроме того, скульптуры снабжены каркасами для крыльев ангелов, также поддерживаемых натяжными устройствами, прикрепленными к крыше и связанными с кованными двойными скобами, которые установлены по диагонали между крыльями и скреплены с ними с задней стороны железными болтами. Это натяжное устройство усиливает стойкость крепления всей скульптуры и крыльев против значительной ветровой нагрузки. (Попутно следует отметить, что с точки зрения электрохимии крепление медночеканных крыльев железными болтами недопустимо, так как контакт меди и железа вызывает интенсивную коррозию болтов и скоб, что и наблюдается в настоящее время.) Тяги, идущие от скоб, расположены сзади скульптур также по диагоналям; с лицевой стороны они не видны.

Головы всей скульптуры над и под аттиком изготовлены гальванопластикой из меди. Наращивание меди производилось непосредственно на рельеф, возможно на выплавляющуюся восковую модель.

На головах, кистях рук и других деталях скульптур заметны многочисленные следы опиловки. Видимо, все гальванопластические детали скульптур были покрыты дендритными образованиями, которые затем удалялись опиливанием. Так, например, на лицах ангелов в височной части у прядей волос, на ушах, а также на других сложно профилированных гальванопластических деталях в глубоких рельефах имеются значительные, дендриты, оставшиеся поныне там, где заканчиваются следы опиловки.

Гирлянды из фруктов, начинающиеся у орнаментированного пояса светильников, спускаются по вертикали к плинту, затем декорируют шинт скульптуры. Следует отметить подчеркнутую, лаконическую манеру лепки гирлянд, рассчитанную на восприятие с дальнего расстояния. Вместе с тем гирлянды относятся к числу наиболее сложно профилированных деталей.

На гирляндах- по сравнению с другими гальванопластическими деталями скульптуры наиболее заметна разница в толщине металла. Толщина колеблется от 3 до 0,2 мм и чрезвычайно неравномерна.

Наименьшую толщину имеют отложения металла в углублениях между скульптурными элементами гирлянд, а наибольшую на сферических поверхностях — плодах, т. е. в местах наибольшей высоты рельефа. По мере перехода от высоких мест рельефа к углублениям толщина металла постепенно становится меньше. -


Такое неравномерное распределение металла по поверхности рельефа свидетельствует о наращивании его на объемную модель: гальванопластические отложения металла всегда резко неравномерны по толщине н.а сложнопрофилированных рельефах — они всегда тоньше в углублениях и толще в выпуклых местах.

В кистях рук ангелов, выполненных гальванопластическим путем, медь имеет толщину, едва достигающую 0,4—0,5 мм. С внутренней стороны металл не имеет ни дендритов, ни выраженных вкраплений, тогда.как с внешней стороны имеются дендритные образования.

Это подтверждает вывод о способе гальванопластического отложения не в форму, а непосредственно на отдельные детали скульптуры.    '    •

Таким же образом поверху изготовлены и светильники.

Корпуса, представляющие наиболее грубопрофилированные части скульптур, которые состоят, как уже отмечено выше, из многочисленных больших складок, спадающих к плинту, изготовлены медночеканной техникой. Они, видимо, были вычеканены на специальных твердых формах-моделях, которые могли быть изготовлены из дерева, баббита или цинкового сплава.

Эта часть скульптур не нуждалась в точном репродуцировании, да и была сложна для техники гальванопластики того времени. Здесь скульптор применил листовую 3-мм медь в комбинации с листовым свинцом такой же толщины.

Часть корпусов скульптур с волнами больших и сложных складок была целиком изготовлена из мягкого листового свинца.

Интересным примером в технике художественной обработки металла того времени служит прием, которым придавалась более высокая Жесткость листовому свинцу в дополнение к нагартованию его во время чеканных работ. Указанные свинцовые детали после получения окончательной скульптурной формы были гальванически покрыты толстым слоем меди с двух сторон; это придало им дополнительную жесткость, а скульптурам — однородность тона.

Аналогичная техника художественной обработки металла применялась при изготовлении скульптур ангелов под аттиком собора и ряда настенных скульптур внутри собора.

гальванопластическая
САДОВО-ПАРКОВАЯ СКУЛЬПТУРА

Образцы гальванопластической садово-парковой скульптуры широко и разнообразно представлены в Екатерининском парке города Пушкина. Гальванопластические скульптуры установлены на балюстраде террасы парка, на аллее парка, вблизи пруда и у самого пруда.

Приведенные образцы гальванопластической скульптуры различны по сложности и размерам. Уникальные образцы скульптуры античных мастеров репродуцированы в 1840—1853 гг. Таковы



6.    Гальваноскульптура. 50-е годы XIX века


«Аполлон Бельведерский» — копия со скульптуры Леохара (IV в. до н. э.), «Силен с малюткой Дионисом» — копия со скульптуры Лизиппа (IV в до н. э.) и др.

Скульптуры сохранились и находятся в удовлетворительном состоянии; лишь некоторые из них требуют частичных реставрационных работ. Все они изготовлены комбинированной техникой: гальванопластической и медночеканной. Только часть деталей, например кисти рук у отдельных фигур, выполнена из литой бронзы (можно предположить, что литые детали изготовлены при реставрации) .

Скульптура выполнена в полтора-два раза больше натуральной величины.

Плинты скульптур изготовлены из листовой меди толщиной

1,5—2 мм, спаянной оловянно-свинцовым припоем встык. Ввиду легкости скульптуры плинты прикреплены к каменным основаниям скобами.

Отдельные детали скульптуры соединены пайкой оловянно-свинцовым припоем встык с накладкой меди на швы изнутри.

На скульптуре заметны следы опиловки и грунтовки специальной шпаклевкой.    .

Формовка деталей и, следовательно, сборка их в скульптуре производились преимущественно по горизонтальным линиям. Отдельные горизонтальные швы видны на бедрах некоторых скульптурных фигур, например «Юноша с эстафетой», «Апоксиоме-на» и др.

Головы скульптур собраны из трех-четырех спаянных деталей; кисти рук из двух частей: верхней и нижней, спаянных между собой и с запястьем, пайка имеется также в плечевой части. Лицевая и тыльная части рук также изготовлены отдельно и спаяны между собой.

В торсах, ногах и других деталях скульптур толщина гальванопластической меди равна 1—1,5 мм. Исключение составляют кисти рук, которые имеют толщину меди всего в 0,3—0,4 мм. Недостаточная толщина металла в кистях рук, видимо, и была причиной их поломки у тех скульптурных фигур, кисти которых заменены литыми из бронзы. Детали скульптур, не требовавшие абсолютно точного репродуцирования, например складки одежды, выполнены медночеканной техникой в скульптурах «Молодая женщина», «Диана», «Римский император Нерва», «Венера с амуром» и др.

Гальванопластической техникой выполнены опоры1 скульптур, а плинты изготовлены, как уже упомянуто выше, в некоторых случаях из листовой меди, даже с фактурой камня, например скульптура «Римский император Нерва». В скульптурах имеются отверстия (диаметром 2,5—3 мм) для стока воды, собирающейся от дождей и тающего снега внутри скульптур. Благодаря наличию
1 Опоры в гальванопластических скульптурах придают скульптурам конструктивную жесткость и фактически играют ту же роль, что и в мраморных оригиналах.


сточных отверстий предотвращается возможность скопления воды внутри скульптур, чем устраняется опасность вздутий или разрыва швов скульптур при замерзании воды. Сточные отверстия сделаны в непросматриваемых деталях скульптур, например в локтях, согнутых руках, под складками одежды и т. п.

Скульптуры выполнены с высокой точностью гальванопластиче-ского репродуцирования. Способом бронзового литья даже по восковой модели, который широко применялся в то время, нельзя было бы достигнуть таких результатов без дополнительных чеканных работ. Кроме того, метод литья в той или иной мере вызывает усадку металла, в процессе его остывания. Металл может деформироваться не только в процессе литья, но и в процессе паяния твердыми припоями (например, латунными или серебряными), в случае применения которых необходим прогрев больших площадей до высоких температур (в пределах 800—1000°).

Особенно значительным деформациям подвержен при высоких температурах тонкий металл. Поэтому для пропаивания швов в тонкостенной скульптуре применялись низкоплавкие (свинцовооловянные) мягкие припои, что исключало возможность искажения их форм.



РОЛЬ РУССКОЙ ГАЛЬВАНОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ ДЕКОРАТИВНОЙ ГАЛЬВАНОСКУЛЬПТУРЫ

Приведенные выше образцы монументально-декоративной и парковой скульптуры характеризуют высокий уровень русской художественной гальванопластики середины XIX в.

Отличное качество русских образцов .гальванопластических репродукций оказало огромное влияние на развитие гальваноскульптуры в странах Европы, особенно во Франции, Италии и впоследствии в Германии.

Значительное количество скульптур, декоративных, архитектурных деталей и изделий изготовил методом гальванопластики парижский завод Кристофля. Другой завод, Удри, даже декорировал чугунные столбы для уличных фонарей и фонтаны наращиванием меди по предварительно нанесенной специальной восковой мастике.

Русская гальванопластика, будучи самой передовой в мире, создала многочисленные художественные шедевры, которые не раз демонстрировались на различных международных выставках, в том числе на Лондонской выставке 1851 г. и на Всемирной выставке в Парщке 1867 г., где, как мы уже отмечали выше, сам Б. С. Якоби демонстрировал образцы русской гальванопластики и выступал с сообщением о ее достижениях.

Но со времени смерти Б. С. Якоби (1874) и до Великой Октябрьской социалистической революции художественная гальванопластика находилась в полном упадке. Советская художественная гальванопластика явилась истинной продолжательницей дела вы

дающегося русского изoбpeтafeля. В эпоху социализма стали создавать превосходные образцы декоративной и монументальной скульптуры с использованием новых, усовершенствованных методов гальванопластики. Много сделано в этой области заводом «Мо-нументскульптура» и лабораторией Московского института прикладного и декоративного искусства.

Ряд работ лучших, талантливейших советских мастеров ваяния— М. Г. Манизера, В. И. Мухиной, Е. В. Вучетича, Н. В. Томского и других — репродуцирован с сохранением всей глубины и тонкости их мастерства при помощи гальванопластической техники. Эти гальванорепродукции свидетельствуют о высоких достижениях советской гальванопластики и дают представление о тех путях, по которым она должна развиваться в дальнейшем.



7. Гальваноскульптура. 50-е годы XIX века



Часть 2